Роль учителя в современной школе
В мире большое количество профессий, но именно к учителям общество и государство предъявляют высокие требования. Благодаря педагогам передается накопленный опыт молодому поколению, от учителя зависит развитие страны, его будущее. Быть учителем в школе – не просто иметь диплом и начать практику. Не все выпускники педагогических училищ устраиваются на работу по специальности. Скорее педагог – это состояние души.
Современная школа России реагирует на изменения общества, его требования. Учителю тоже приходится меняться. Часто слышна в СМИ информация о запуске «новой формации школы», «современном учителе» «педагоге нового поколения». О ком идет речь, узнаем вместе.
Особенности современной системы образования
За последний век сменились не только технологии, но и дети. Скорость жизни, процесс глобализации, особенности соцсреды – вот это причины появления нового ученика. Этот ребенок не так высокого ценит умения, знания и опыт классного руководителя. Он считает, что вряд ли общеобразовательная программа понадобится в будущем. Достаточно интернета, там все найдется.
Сидеть часами над книгой, решать задачи современным школьникам трудно. Дети стали носителями кипового мышления, так что берут знания рандомно, чаще – коротенькими порциями. В особенности, пользуются популярностью подача информации в виде доступной схемы или рисунка. Сейчас дети больше ориентированы на себя, чем на педагога, получают от знаний скорее удовольствие и пользу. Именно поэтому наблюдается свобода поведения, критическое отношение к предметам, которые предлагает школьная система.
Новые роли учителя
С сентября 2013 года вступил в силу новый закон об образовании в России (ФГОС). С ним учителю отводятся новые роли в обществе. Речь идет про увлеченного, начитанного и эрудированного учителя, который знает и умеет привлечь к себе детей. Ведь передать информацию о предмете легче, чем заинтересовать ребенка.
Московская школа управления «СКОЛКОВО» и Агентство стратегических инициатив предложили «Атлас новых профессий», где профессии учителя в нашем понимании скоро не будет. Появляется «игропедагог», то есть человек, который не просто смотрит домашнее задание и проверяет тетради, но строит самостоятельно свою программу школьного образования, делая процесс интересным для учащихся.
Есть и другие роли учителя, которые придется освоить современному учителю:
- Педагог-консультант, помогающий детям найти варианты решения вопроса.
- Модератор, открывающий творческую жилку и способности ученика.
- Тьютор, занимающийся непосредственно обучением и красивой подачей школьного материала.
- Психолог, который учитывает возрастные и личные психологические особенности каждого дитя.
- Навигатор, способный дать понять где, что и откуда брать в мире информации, как вычленить рациональное зерно из массы сведений и конвертировать их в глубокие знания ребенка.
- Лидер, способный правильно расходовать время, оценивать поставленные педагогические задачи перед ним, добиваться их.
Нельзя сказать, что в век инфотехнологий все эти роли возложены на одного учителя. Современная система общего образования сводится к тому, что часть знаний ученик может сам черпать из других источников. Благодаря новым технологиям у детей появилась возможность и время для самостоятельной исследовательской или творческой деятельности.
Главные задачи современного педагога
Правительство в 2013 году огласило новую роль учителя в школе. Теперь человек должен стать не просто лицом, передающим знания в головы детям, но и методистом, наставником, помогающим консолидировать полученные данные, а после применять их в быту.
Со сменой роли учителя изменились и его задачи. Большая часть из них уже давно известна педагогам, например, находить у каждого достоинства и слабые стороны, открывать неизведанное, создавать образовательную среду, помогать детям взращивать свой внутренний потенциал.
Выделим 6 главных функций (задач) учителя «нового типа»:
- Обеспечивать охрану жизни и укрепление здоровья ребенка.
- Являться кладезем знаний для ученика как на уроках, так и во внеклассное время.
- Организация образовательной сферы для обучающегося.
- Создание благоприятных условий для воспитания, развития, обучения детей в классе.
- Согласование воспитательных мер и педагогического просвещения родителей.
- Выполнение функций классного руководителя.
Современная система обучения – союз и совместное сотрудничество ученика и педагога. По сути они становятся партнерами в течение школьного года. Дополнительно учитель отвечает за позитивность и гармоничное восприятие знаний.
Современные технологии не создают никаких преград для детей на пути к саморазвитию. Но ни одна машина не научит школьника мыслить самостоятельно, анализировать и сравнивать, делать соответствующие выводы. Такая роль принадлежит учителю (в некоторой мере и родителям). Именно они научат мыслительной деятельности обучающихся, именно учитель принимает участие в нравственном и умственном формировании личности ребенка.