Как все успевать и гармонично развиваться современному школьнику
Стремительный жизненный ритм, высокие нагрузки, насыщенная учебная программа, плотный информационный поток… В таких непростых условиях растет современный школьник. Ему требуется время на:
- уроки;
- общественную работу;
- кружки и спортивные секции;
- встречи с друзьями;
- общение в соцсетях;
- помощь родителям;
- полноценный отдых. Рационально использовать каждый день помогает грамотное планирование действий или time-менеджмент. Он приносит пользу детям, посещающим школу, и ребятам, получающим образование на дому.
Как приучить ребенка организовывать свое время
Для начала стоит составить план действий на ближайшую неделю. Это поможет ребенку запомнить, когда у него занятия по музыке или тренировки в секции, а в какие дни можно погулять, сходить в гости к друзьям или отдохнуть. Для наглядности лучше внести информацию в ежедневник, оформить стикерами на магнитной доске или сделать своими руками в виде коллажа с картинками.
Важные дела необходимо выделить цветом или тематическим обозначением. Привычка к расстановке приоритетов приучит сначала выполнять главную задачу, а потом переходить к второстепенным.
Желательно, чтобы план действий постоянно попадался на глаза. Тогда о нем не забудет даже самый активный непоседа.
От неприятного к приятному
Откладывать неприятные занятия на последний момент свойственно всем людям и дети – не исключение. Они мысленно убеждают себя, что подходящее время еще не настало и нужно подождать/поговорить с другом/спросить у мамы. В таком состоянии учиться, тренироваться или отдыхать не получится. Подавленность помешает сосредоточиться и приведет к потере времени.
Избежать этого можно, выполнив неприятную/сложную задачу в самом начале дня. Груз проблем упадет с плеч и перестанет отравлять мысли. Освободившись от негатива, ребенок почувствует себя лучше, и направит энергию в позитивное русло.
Как получать от соцсетей только плюсы
Дети старше 8-10 лет активно пользуются интернетом и начинают утро не с сытного завтрака, а с проверки электронной почты. Виртуальная жизнь затягивает и отбирает массу времени. В результате ученик реже встречается с друзьями вне школы, теряет контакт с близкими и перенапрягает зрение, постоянно глядя в экран ПК, ноутбука или смартфона.
Чтобы интернет приносил пользу, а не бессмысленно поглощал свободные часы, необходимо упорядочить посещение виртуальных ресурсов. Для социальных сетей нужно выделить определенное время, например, 30 минут утром и вечером. Помимо развлекательных молодежных пабликов стоит подписаться на познавательные группы, распространяющие интересную и полезную информацию. Переписку в чате с одноклассниками можно заменить живым общением на перемене или после уроков.
Занимаясь важными делами есть смысл отключить звуковые оповещения. Это позволит не отвлекаться при чтении, выполнении домашнего задания или других оффлайновых занятиях.
Карты желаний и целей
Любое действие без конечной цели обречено на провал. Ребенок должен осознавать, для чего он ходит в школу, хорошо учится, посещает секцию тенниса, кружок юных астрономов или занятия по бальным танцам. Если после 11 класса в планах стоит поступление в ВУЗ, а спорт и танцы не выходят за рамки приятного хобби, стоит сосредоточиться на изучении профильных дисциплин и посвятить им большее количество времени. В противном случае на ЕГЭ не удастся набрать нужное количество баллов и обучение окажется под вопросом.
Лучше понять стремления сына или дочери поможет составление карты желаний. Создавая её вместе с родителями и другими членами семьи, дети научатся ставить цели и планировать способы их достижения.
Полезные советы для родителей
Многие мамы и папы прививают детям амбициозность с самого юного возраста. Уже в детском саду мальчишек и девчонок учат быть во всем первыми, находиться на виду у воспитателей и занимать лидерские позиции в группах. Активные родители отдают малышей сразу в несколько кружков, записывают в спортивные секции и музыкальные школы.
На первоклассников ложится еще большая нагрузка. Помимо освоения школьной программы, их отправляют на языковые курсы, ритмику, вокал или в театральные студии. Попытка максимально развить ребенка иногда становится чрезмерной и граничит с фанатизмом.
Ученик просто физически не может усвоить такое количество разносторонней информации и в результате серьезно не занимается ничем. Вместо глубоких увлечений формируются поверхностные интересы. Распыление внимания приводит к закономерному результату – сын или дочь не могут определиться, чем хотят заниматься. Такой подход мешает выбрать будущую профессию. Заканчивая одиннадцатый класс, подросток не знает, куда поступать и что делать дальше.
Чтобы такой ситуации не возникло, следует еще в раннем возрасте выявить реальные интересы ребенка, и помочь ему развиться в той области, к которой есть склонность. Чем ломать голову, придумывая, как успеть в десяток разных кружков и секций, лучше выбрать 2-3 занятия и грамотно спланировать график посещения. Тогда останется время на учебу, полноценный отдых, общение со сверстниками и другие приятные моменты школьной поры.